Гордые выпускники университетов, Абдул Вахаб и Хома, с нетерпением ждали возможности применить свои навыки в Казахстане – в стране, предоставившей им убежище.
Будущее казалось светлым для новобрачных из Афганистана Хомы и Абдула Вахаба. Закончив учебу, Хома уже работала архитектором над крупным национальным проектом. Абдул Вахаб только что закончил обучение в Казахстане по специальности философия и экономика и вернулся домой в Кабул, чтобы работать преподавателем в университете.
Но затем начались бомбардировки.
В течение трёх месяцев они укрывались в подвале своего дома, питаясь лишь мукой и водой. В первый день, когда стало достаточно безопасно, чтобы выйти, они сели в такси и отправились к границе, спасая свои жизни.
После краткого пребывания в Пакистане молодая пара прибыла в Казахстан. «Когда мы приехали сюда, я почувствовал спокойствие после всех страданий и ужасов войны, которые мы пережили в Кабуле», – говорит Абдул Вахаб. «У нас была еда, и мы действительно чувствовали себя здесь комфортно».
Абдул Вахаб и Хома были признаны беженцами правительством Казахстана.
И это было 30 лет назад.
Абдул Вахаб окончил Казахский национальный университет имени аль-Фараби в 1990-х годах. «Ну, причина, почему я изучал философию и экономику, заключалась в том, что это был очень престижный факультет», — вспоминает Абдул Вахаб. «Самая интересная идея — это противостояние материализма и идеализма».
Материализм утверждает, что основой реальности являются материя и физические силы, в то время как идеализм утверждает, что основой является разум, идеи или сознание.
«Я изучал, что нужно выбирать материализм, а не идеализм», — продолжает Абдул Вахаб. «Даже в Афганистане я мог бы найти хорошую работу с хорошей зарплатой в этой профессии. Потом произошла революция в Афганистане, к власти пришли идеалисты. Вот поэтому и мы переехали в Казахстан».
«Дело в том, что борьба между материализмом и идеализмом продолжается — пока ни один из них не победил в этой гонке».
«Когда я только приехала, я совсем не знала языка», – рассказывает Хома. «Но у меня были соседки, пожилые женщины. Они звали меня к себе, общались со мной, стали подругами. Я просто слушала, как они разговаривают – так и выучила язык».
На декабрь 2024 года в Казахстане проживает 311 беженцев – 202 из Афганистана. Большинство беженцев в Казахстане живут в стране много лет – некоторые, как Хома и Абдул Вахаб, уже несколько десятилетий. Несмотря на то, что они говорят на русском и казахском языках и социально интегрированы, беженцы все еще сталкиваются с барьерами в доступе к своим правам и услугам, включая здравоохранение, социальную защиту и легальную работу.
«Самое сложное в Казахстане – это то, что мы не можем работать,» – говорит Абдул Вахаб. «И мы также не можем зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели», – статус, который позволил бы им начать и вести свой бизнес.
«Самое сложное в Казахстане – это то, что мы не можем работать,» – говорит Абдул Вахаб.
Хотя по закону беженцы могут работать, для многих это остаётся невозможным из-за пробелов в законодательстве, отсутствия социальной защиты (включая пенсии), временных разрешений на проживание на год и частых случаев дискриминации.
Возможность зарабатывать на жизнь через работу, выбранную и принятую человеком, является основным правом человека и критически важна для того, чтобы человек мог обеспечить себя, свою семью и вносить вклад в устойчивое развитие своих сообществ.
«Мы очень переживаем за наше будущее, потому что это арендованная квартира, и арендодатель может сказать ‘уезжайте’ в любое время,» – говорит Абдул Вахаб. «У нас нет собственной квартиры, нет пенсий. Когда мы были молоды, это было нормально, но теперь мы стареем, уже не так активны.»
Не имея возможности получить легальную работу, пожилая пара зависит от социальной помощи от УВКБ ООН и его партнера — Казахстанского общества Красного Полумесяца.
«Например, я продаю зонты», — говорит Абдул Вахаб. «С ноября по март у меня нет работы — я не могу их продавать, потому что это не дождливые месяцы. Мы стараемся сэкономить деньги, чтобы пережить зиму. Если бы не Красный Полумесяц, мы не пережили бы эту зиму».
Хома и Абдул Вахаб также получили зимнюю одежду, предоставленную партнером УВКБ ООН компанией Fast Retailing Ltd/UNIQLO. С 2006 года Fast Retailing сотрудничает с УВКБ ООН для оказания помощи в гуманитарных ситуациях, в том числе через финансовые и нефинансовые взносы, а также предоставляет рабочие места беженцам в различных странах.
УВКБ ООН работает в тесном партнерстве с правительством Казахстана, поддерживая страну в защите беженцев и поиске устойчивых решений для создания лучшего будущего для них. На Глобальном форуме по беженцам 2023 года Казахстан обязался предоставить беженцам равный доступ к медицинской помощи, трудоустройству, образованию и социальной помощи наравне с гражданами и постоянно проживающими иностранцами.
Как выпускники университетов, Абдул Вахаб и Хома были активной и целеустремлённой парой до того, как насилие, конфликт и нарушения прав человека вынудили их покинуть Афганистан. Тридцать лет назад, оказавшись в Казахстане, перед ними открывалось будущее, полное надежд – они были готовы строить новую жизнь и вносить вклад в общество, которое предоставило им защиту.
«Это моя история, это моя жизнь,» — говорит Абдул Вахаб. «Это реальная история, и мы реальные люди. Я не стыжусь этого. Статус беженца – это распространённое явление по всему миру.»
«Это моя история, это моя жизнь,» — говорит Абдул Вахаб. «Это реальная история, и мы реальные люди. Я не стыжусь этого. Статус беженца – это распространённое явление по всему миру.»
Share on Facebook Share on Twitter