Прожив большую часть своей жизни на задворках общества, около 220 000 человек за последнее десятилетие смогли получить гражданства государств Центральной Азии.
За первые 34 года своей жизни Адолат Шабозова не может вспомнить ни одного дня, когда она была по-настоящему спокойна. “Я была в постоянном стрессе. Я беспокоилась о том, куда пойти и к кому обратиться”, — сказала она.
Адолат родилась в 1988 году в малообеспеченной семье в пыльном горном городе Куляб на юге Таджикистана. Ее родители не могли позволить себе внести плату за официальные документы, удостоверяющие личность, и по этой причине Адолат оставалась без документов и гражданства более трех десятилетий. Когда родились ее собственные дети, они тоже стали лицами без гражданства.
Не имея гражданства, она не могла закончить образование, найти работу или свободно путешествовать, и жила в постоянном беспокойстве о будущем своих детей. К сожалению, история Адолат не уникальна.
Десять лет назад насчитывалось более 252 000 человек, которые не были признаны гражданами ни одного из государств Центральной Азии, региона, включающего Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Большинство из них были гражданами Советского Союза до его распада в 1991 году, которые не получили гражданства независимых государств, возникших впоследствии, в то время как другие, как Адолат, стали таковыми из-за того, что не зарегистрировали свое рождение, в основном из-за стоимости процедур и бюрократических трудностей.
Не имея законного гражданства, четверть миллиона человек вели жизнь в тени на задворках общества. Отсутствие официальных документов, удостоверяющих личность, зачастую приводило к невозможности получить доступ к основным правам, услугам и нуждам, таким как образование, здравоохранение, трудоустройство и жилье, а также возможности путешествовать или участвовать в выборах.
Несмотря на все трудности, Адолат получила начальное школьное образование, а позже вышла замуж и родила троих детей. Когда у ее мужа обнаружили туберкулез, Адолат пришлось стать кормильцем семьи.
“Мне было очень трудно найти работу”, — сказала она. “Я ходила от двери к двери, знакомясь с людьми в поисках возможностей”.
Без документов, удостоверяющих личность, официальное трудоустройство было невозможно, и в конце концов Адолат нашла единственную работу, которая была доступна для нее: мытье посуды на свадьбах. “Вы чувствуете подавленность. Вы чувствуете пустоту внутри. Куда бы вы ни пошли, у вас просят документы”, — сказала она.
После многих неудачных попыток и безвыходных ситуаций Адолат направили в «Чашма», неправительственную партнерскую организацию УВКБ ООН, Агентства ООН по делам беженцев, которая предлагает бесплатную юридическую помощь уязвимым группам населения, включая лиц без гражданства. «Чашма» помогла Адолат сориентироваться в процессе оформления документов, удостоверяющих личность, и в 2022 году она получила паспорт Таджикистана, положив конец десятилетиям беспокойства и неопределенности.
“Теперь, когда у меня есть документы, я могу достичь всего”, — сказала она. “Как для своих детей, так и для себя… Я счастлива. Я всегда счастлива”.
Зарецкая Наталья не знала, что у нее нет гражданства, пока ей не исполнилось 16 лет. Родившаяся в Советском Союзе в 1985 году, она переехала в Шымкент на юге Казахстана в 1998 году вместе со своей матерью, но ее мать не зарегистрировалась в органах власти по прибытии, в результате чего они остались без документов, удостоверяющих личность.
По этой причне, Наталья не смогла получить среднее образование и официальную работу, а ее дети также оставались лицами без гражданства.
Наталья была полна решимости получить гражданство для себя и своих детей, но этот путь оказался долгим и разочаровывающим.
“Везде тебе приходится доказывать, что ты личность, а на тебя смотрят так, будто это ты виноват в том, что у тебя нет документов. Ты никто, и все говорят, что это не их проблема!” — сказала она.
После нескольких безрезультатных визитов к сотрудникам миграционной службы Наталья была представлена партнерской организации УВКБ ООН «Сана Сезим», что положило начало семилетней юридической работе по получению документов, удостоверяющих личность.
Наталья, наконец, стала гражданкой Казахстана в 2024 году. “Первое, что я сделала, это оформила документы, удостоверяющие личность для моих детей. Сразу же! Я подчеркнула, что я мать с гражданством, что я личность.”
За последнее десятилетие, благодаря информационно–адвокационной кампании УВКБ ООН #IBelong (#ЯПринадлежу), направленной на искоренение безгражданства, и обязательствам правительств, государства Центральной Азии разрешили более 218 000 случаев безгражданства на своей территории, включая случаи Адолат и Натальи, оставив нерешенными только 34 000 случаев. Сегодня треть всех разрешенных случаев безгражданства в мире приходится на Центральную Азию.
Но добиться этого знаменательного результата было непросто. “Работа УВКБ ООН по искоренению безгражданства в этом регионе варьируется в зависимости от страны”, — сказал Сергей Гайна, советник УВКБ ООН по вопросам безгражданства. Он объяснил, что разные законы и процедуры означают, что в разных странах требуются разные решения.
Кыргызстан сделал смелый и важный шаг в 2019 году, приняв закон, предоставляющий гражданство всем лицам, не имеющим документов, и тем самым стал первой страной в мире, положившей конец всем известным случаям безгражданства на своей территории. Это было достигнуто отчасти благодаря УВКБ ООН и таким партнерам, как организация «Юристы Ферганской долины без границ», возглавляемая лауреатом международной премии Нансен для беженцев Азизбеком Ашуровым.
В ноябре 2024 года Туркменистан объявил, что также разрешил все известные случаи безгражданства.
После завершения кампании #IBelong (#ЯПринадлежу), в ноябре 2024 года УВКБ ООН объявило о создании нового Глобального альянса по искоренению безгражданства.
“Мы призываем все страны региона присоединиться к альянсу, поскольку у них есть много хороших практик, которыми они могут поделиться с остальным миром”, — сказал Гайна. “Каждый должен знать, кто такие лица без гражданства, с какими трудностями они сталкиваются и как они могут помочь им”.
Адолат и Наталья — одни из многих людей, чьи жизни изменились благодаря совместным усилиям по искоренению безгражданства в Центральной Азии.
“Теперь, когда у меня есть гражданство, я могу путешествовать и добиться того, что было невозможно, когда я была лицом без гражданства”, — сказала Адолат. “Я мечтаю использовать свои документы, чтобы помочь моим детям построить свое будущее”.
Share on Facebook Share on Twitter