Пояснения УВКБ ООН
3 декабря 2021 года венесуэльская семья прогуливается по шоссе, проходящему параллельно границе с Чили, в южном регионе Перу Такна. © UNHCR/Raul Garcia Pereira
English | Қазақша | Кыргызча | O’zbekcha
Все люди, которые переезжают из одной страны в другую, заслуживают полноценного уважения их достоинства и соблюдения их прав. Тем не менее, существуют различные причины и мотивы, побуждающие людей покидать свои дома, и, следовательно, различные международно-правовые обязательства, которые возникают и применяются по отношению к тем, чья жизнь подвергалась, подвергается или может подвергнуться опасности в случае их возвращения в родную страну.
Термин «беженец» имеет официальное определение в международном праве, и такие люди подпадают под особый режим международной защиты. Речь идет о тех, кто покинул свой дом, спасаясь от преследований, конфликтов, насилия, серьезных нарушений прав человека или других событий, серьезно нарушающих общественный порядок, и вынужден искать защиту в другой стране. Как следствие, они нуждаются в международной защите со стороны другой страны, поскольку их собственная страна происхождения не может или не хочет их защищать. Они осуществляют одно из основных и универсальных прав человека — право искать и получать убежище. В соответствии с международным правом в области защиты беженцев, человек становится беженцем — и с ним следует обращаться как с таковым — сразу же с того момента, как он начал соответствовать официальному определению беженца, даже если он все еще ожидает официального признания своего статуса со стороны государств или УВКБ ООН.
В соответствии с международным правом у государств есть конкретные обязательства по отношению к беженцам, в том числе:
В некоторых странах у беженцев может иметься доступ к другим формам законного пребывания в стране, в том числе на основании соглашения о свободном передвижении, разрешения на работу или студенческой визы, в связи с чем они могут воздержаться от обращения за предоставлением убежища. Однако такие другие формы пребывания не влияют на потребность этих людей в международной защите или наличие права на нее.
Лица, ищущие убежища, — это люди, которые намерены обратиться за международной защитой или ожидают решения по своему ходатайству. Государства обязаны обеспечить каждому, кто приближается к их границам и нуждается в убежище, возможность попасть на свою территорию, рассказать о своей ситуации и добиться ее справедливого и эффективного рассмотрения. Хоть и не каждый проситель убежища в конечном итоге будет признан беженцем, тем не менее каждое ходатайство о предоставлении убежища должно быть рассмотрено справедливо и эффективно.
Международное право не дает четкого определения термину «мигрант», однако этот термин используется для обозначения людей, которые решили пересечь государственные границы не из-за каких-либо прямых угроз преследования, серьезного вреда здоровью или смерти, а исключительно по другим причинам, в том числе с целью работы, образования или воссоединения с семьей. Могут иметь место и более сложные факторы, такие как, например, бегство от последствий экологических катастроф, голода или крайней нищеты.
Те, кто покидают свои страны по этим причинам, обычно не нуждаются в международной защите, поскольку они — в отличие от беженцев — в принципе продолжают пользоваться защитой своей собственной страны, когда находятся за границей и когда возвращаются.
Несмотря на то, что мигранты не соответствуют критериям определения «беженец», на различных этапах своего путешествия они все же могут нуждаться в помощи, содействии и защите своих прав. Однако они будут защищены международным правом в области прав человека и, в некоторых обстоятельствах, могут также иметь право на защиту от возвращения в страну происхождения или высылки из принимающей страны по соображениям защиты основополагающих прав человека.
Все чаще в мире происходят перемещения смешанного характера, когда беженцы и мигранты путешествуют по одним и тем же маршрутам через сухопутные и морские границы. Несмотря на различия в правовом статусе и мотивах, в пути они могут столкнуться с одинаковыми опасностями, включая насилие, жестокое обращение и эксплуатацию со стороны торговцев людьми, контрабандистов, преступников, вооруженных элементов, других недобросовестных субъектов и даже пограничников или других должностных лиц.
Хотя подобные инциденты, возникающие во время поездок за пределы страны происхождения, не превращают «мигранта» автоматически в «беженца» (поскольку статус беженца предполагает, что человек не может вернуться домой из-за опасности, насилия или вреда, от которых он бежал), все государства должны придерживаться гуманного, основанного на правах человека подхода при приеме людей на своих границах. Они должны обеспечить, чтобы люди, нуждающиеся в международной защите (беженцы), могли быстро получить убежище, а жертвы торговли людьми или нарушений прав человека – будь то беженцы или мигранты – оперативно выявлялись и получали необходимую поддержку.
Международное сообщество давно признало различие между беженцами и мигрантами — от кодифицированного свода законов, разработанных в прошлом веке специально для беженцев (Конвенция о беженцах 1951 года и Протокол к ней 1967 года, а также другие правовые инструменты, такие как Конвенция ОАЕ о беженцах 1969 года), до недавно принятой Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, а также двух отдельных рамочных соглашений, которые она породила, — Глобального договора о беженцах и Глобального договора о миграции.
В общественном дискурсе, средствах массовой информации и статистической отчетности наблюдается растущая и тревожная тенденция использовать термин «мигрант» в качестве зонтичного термина как для мигрантов, так и для беженцев. Такое смешение не только неточно, но и может иметь серьезные последствия для людей, нуждающихся в международной защите. Ошибочное именование беженцев и просителей убежища мигрантами (или «нелегальными», «несанкционированными» или «недокументированными» прибывшими) ведет к:
Для точности, ясности и во избежание последствий смешения понятий правильнее всего признать особые, критические потребности людей, находящихся в ситуациях смешанного перемещения, и говорить о них как о «беженцах и мигрантах». Это позволит правильно идентифицировать и реагировать на ситуацию, обеспечивая беженцам доступ к убежищу, а уязвимым мигрантам — необходимую индивидуальную поддержку. В более широком смысле беженцев и мигрантов следует коллективно называть «перемещающиеся лица» или просто «люди».
Share on Facebook Share on Twitter