Ali Choriev walking around the old streets of Bukhara, where he spends most of his time as a film producer. © UNHCR/Elyor Nemat
Али Чориев сидит в своем офисе в центре Бухары и изо всех сил пытается сдержать слезы.
«Я потратил много времени и упустил много возможностей. У меня было много замечательных предложений. Поверьте, на хлеб всегда можно найти деньги, но очень сложно, когда у вас нет человеческого достоинства, голоса».
За свою долгую карьеру 55-летний кинорежиссер прочно утвердился в местной киноиндустрии и даже возглавил филиал «Узбеккино», национального кинематографического агентства Узбекистана. Но на протяжении более 20 лет его как человека без гражданства не покидало чувство унижения.
«Я никогда не делился этими чувствами, этой болью ни с кем, даже со своей семьей. Я не хотел, чтобы они обо мне беспокоились. Но в посольствах и на границах с тобой обращаются, как будто ты никто. Приходится ездить туда и обратно, чтобы получить одну визу», — говорит Али.
«Я никогда не делился этими чувствами, этой болью ни с кем, даже со своей семьей».
21 апреля 2017 года Али получил телефонный звонок с хорошими новостями: после десятков лет безгражданства он будет признан как гражданин Узбекистана. Избранный в декабре 2016 года президент Узбекистана Мирзиёев приступил к рассмотрению дел о безгражданстве, на основе действующих законов.
Так получилось, что в этот знаковый момент, когда ему позвонили, Али праздновал свой день рождения. Ему исполнилось 52 года, но, узнав о получении гражданстве, он почувствовал себя рожденным заново.
С тех пор Узбекистан продолжает усилия по борьбе с безгражданством: новый закон, принятый в 2020 году, дает право на получение гражданства Узбекистана около 50 000 лиц без гражданства, которые получили вид на жительство в стране до 1 января 1995 года. Они входят в число примерно 97 000 человек без гражданства, проживающих в стране на конец 2019 года; они составляют одну из крупнейших в мире групп выявленных лиц без гражданства.
Безгражданство в Узбекистане вызвано распадом Советского Союза в декабре 1991 года, в результате которого бывшие республики встали на путь независимости. Раньше граждане СССР, простиравшегося от Прибалтики до самых дальних уголков Средней Азии, могли свободно путешествовать по огромной стране. Распад в 1991 году означал восстановление границ и отдельных государств.
Али родился в городе Бухаре, где говорят на таджикском языке. Этнический таджик, он переехал в Таджикистан в 1980 году, чтобы изучать актерское мастерство и режиссуру. После получения диплома работал в таджикской киноиндустрии помощником режиссера, а затем вторым режиссером. В 1992 году он переехал в Москву, чтобы работать с известным режиссером и его недавно созданной кинокомпанией. Следующие четыре года он проработал в России.
На тот момент его семья уже обосновалась в Узбекистане и получила узбекское гражданство. Али присоединился к ним только в конце 1996 года, после того как закрылось окно для доказательства права на гражданство, в результате чего он оказался без гражданства.
Как режиссеру, который работает над международными проектами, Али необходимо было путешествовать. Он получил «серый паспорт» — проездной документ, выдаваемый лицам без гражданства, который позволяет им пересекать границу. Подача документов на получение иностранной визы была сложной задачей.
«Меня приглашали за границу, у меня есть билет, деньги, но я не могу поехать. Мне нужно пойти в посольство России и подать заявление на визу. Однажды в Азербайджане сержант бросил мне паспорт в лицо. И он был прав. Он никогда не видел такого документа. Я был человеком без гражданства», — говорит Али.
«Вы знаете, что я нелегально пересек границу своей страны? В 2002 году я поехал через неофициальный пограничный переход с Казахстаном. Срок действия моей визы истек, и меня бы депортировали. Поэтому мне пришлось вернуться нелегально».
По возвращении из каждой зарубежной поездки Али должен был отчитываться в службах безопасности Узбекистана. Ему приходилось подробно объяснять, где он находится и с кем встречается. По словам Али, после получения гражданства такая необходимость отпала.
Отсутствие возможности голосовать было еще одной проблемой, из-за которой переживал Али. Узбекистан всегда был его любимой родиной, и при этом он не мог участвовать в ее политической жизни. Но в декабре 2019 года он впервые в своей жизни проголосовал на парламентских выборах в Узбекистане.
«Я не мог спать всю ночь. Проснулся рано утром. На улице было еще темно, но мне не терпелось отдать свой голос, — говорит Али. — Я сдерживал слезы, чтобы соседи не видели, как я плачу. Вам 54 года, и вы впервые идете голосовать, как подросток».
«Я не мог спать всю ночь. Проснулся рано утром. На улице было еще темно, но мне не терпелось отдать свой голос. Я сдерживал слезы, чтобы соседи не видели, как я плачу».
После получения гражданства Али вместе с семьей отправился в Таджикистан. Посещение страны, которая в юности была его вторым домом, было важным символическим способом отпраздновать его новый статус. Но это была не единственная поездка, которую он совершил.
«Я поехал в Мекку, чтобы поблагодарить Бога за свое гражданство. Не только для себя, но и для всех других людей, ставших гражданами: учителей, рабочих, медсестер. Нас так много», — говорит Али. — Я не хочу уезжать из Узбекистана, я достаточно путешествовал. Теперь я хочу что-то сделать для своей страны. Узбекистан — моя родина».
Share on Facebook Share on Twitter