Университет казался несбыточной мечтой для 21-летнего Назира, который родился без гражданства. Теперь он, наконец, может изучать медицину.
Стоя в тени своего маленького дома из глиняного кирпича, Санабар Хатамова перебирает пальцами содержимое папки и тихонько напевает. В этой папке лежат самые ценные документы её сына: школьные дипломы и фотография с его выпускного вечера.
«Посмотрите на него, – с гордостью говорит 46-летняя женщина. – Я знала, что он особенный, ещё когда он был маленьким. Он так стремился получить образование».
Потребовалось более трех месяцев, чтобы доказать национальную принадлежность Назира с помощью этой папки. Теперь 21-летний юноша готовится получить новый, еще более ценный документ, который, наконец, поможет ему осуществить мечту стать врачом.
Назир принадлежит к народности люли – некогда кочевой общине, живущей на задворках общества. Как и многие матери из этой общины, Санабар даже не догадывалась, что ей нужно зарегистрировать своего сына.
«Я просто не знала, что надо вызвать врача, – объясняет мать четверых детей. – Мои соседи тоже не были в курсе. Если бы я знала, то, разумеется, так бы и сделала».
Родители Назира поощряли его учебу в маленькой школе общины, а также походы на стадион, где он занимался легкой атлетикой.
Учитель по физкультуре Пахридин Маганов до сих пор помнит этого способного ученика.
«Конечно, я помню Назира! – восклицает 57-летний Пахридин в своем кабинете, стены которого украшены медалями и выцветшими фотографиями бывших чемпионов. – Он был моим лучшим учеником. У него много амбиций, а еще очень хорошие родители».
Учитель научил Назира оказывать первую медицинскую помощь в тех случаях, когда его одноклассники в ней нуждались, бинтовать раны и накладывать повязки. Все надежды на медицинскую карьеру рухнули, когда ему исполнилось 16 лет. Без свидетельства о рождении или удостоверения личности об университете не могло быть и речи.
В течение пяти лет его мечта угасала, и он с тоской рисовал в своём воображении, как все могло бы быть при других обстоятельствах.
«Мне очень нравилась медицина, но без документов меня просто не существовало, – говорит Назир. – Я не мог найти подходящую работу, не мог голосовать, не мог поступить в университет. Я даже не мог встретиться с дедушкой, который живёт в Узбекистане».
Не имея собственных документов, Санабар беспомощно наблюдала, как её сын пытается свести концы с концами, работая на стройке.
«Я сама не училась и хотела, чтобы мои дети получили образование, – с грустью говорит она. – Документы оказались самой важной вещью».
Затем, в начале этого года, помощь прибыла в виде НПО «Юристы Ферганской долины без границ» (FVLWB). Организация работала над решением проблемы безгражданства в Кыргызстане совместно с УВКБ ООН с 2007 года. С 2014 года ее мобильные юридические клиники начала устанавливать контакты с изолированными общинами, такими как община Назира, предлагая бесплатные консультации. Недавно это помогло стране войти в историю, первой в мире ликвидировав безгражданство. Безгражданство влияет на миллионы людей во всем мире, лишая их основных прав, таких как доступ к здравоохранению, образованию, трудоустройству.
Юристы помогли Санабар оформить необходимые документы. Они также сопровождали её в суде, где она отстояла своё гражданство и гражданство своих детей.
Все четверо детей, включая Назира, находятся сейчас на пути к получению гражданства.
«Мы просто не смогли бы сделать это без помощи юристов, у нас просто не хватало денег, – говорит Санабар. – Когда у человека нет документов, он не может чувствовать себя настоящим членом общества. Теперь мои дети счастливы, и я тоже».
Назиру даже не верится, что его мечта скоро сбудется.
«Самое главное для меня – это университет, – говорит он с широкой улыбкой. – Когда я получу паспорт и войду на территорию университета, то буду на седьмом небе от счастья».
Share on Facebook Share on Twitter